Публикации

Вперед в будущее!

2020·Вести образования

‘Back to the Future’ – многие наверняка помнят хороший фильм Роберта Земикиса, переросший в кинотрилогию. Там немного о другом, но важно название. «Вперед в прошлое!» уже не получится. Прошлое прошло. А «Назад в будущее!» — вполне осуществимо. Ведь за нами порой тянется шлейф проблем, с которыми мы так и не разобрались в прошлом, даже не подступились, некоторые просто не заметили. И их уже не решить методами из прошлого. Не потому мы — исторические «хвостисты». Некоторые из этих проблем – вечные, и никогда не отпадут, как хвост ящерицы. А мы уже – другие люди.

Ностальгия рисует нам ящериц без хвоста… Отлично, поехали. Я обожаю 70-е: там сошлись мои счастливые «детство – отрочество – юность». Интересно, сколько бы я, нынешний, протянул там – хотя бы на бытовом, так сказать, уровне (про прочее не говорю). День? Два? Неделю? Месяц? А вы в своем дорогом «далеко»? А бабушка, которая родилась еще раньше, но уже привыкла общаться с подружкой из соседнего подъезда по мобильнику, а с внуками из другого города – по скайпу?

Да, друзья, забрось нас на машине времени хроношпионами туда, где мы все знаем вдоль и поперек, нас тут же бы раскололи! И даже при наличии двушки в кармане и работающего автомата некому было, бы позвонить, чтобы вызволили.

Хотя нет. Было бы, кому — родителям! Еще живым, здоровым и молодым. Именно они – даже не наша собственная молодость – источник эмоционального магнетизма прошлого.Родители и учителя. Про остальное можно сказать языком статуса пользователей социальных сетей, стремящихся удерживать флер загадочности: «Все сложно».

Так что, ностальгировать тоже стоит «исторично».

Да и не проще ли старым дедовским способом проникнуть в будущее? Там, конечно, нас никто не знает. Да и мы никого – включая самих себя. И место встречи этих незнакомцев пока не определено.

Непредсказуемые риски? Но это лучше, чем грабельное поле предсказанных и сбывшихся, с которого мы никак не сойдем. А тут шанс поработать воображению.

Без воображения нет важнейшего свойства, без которого немыслима жизнь человека в современном мире. Его открыл мой друг Александр Асмолов, открыл и дал ему имя «преадаптивность».

Это – готовность человека встретить событие, которое не только не случилось, но и вовсе может не произойти. Поэтому-то Асмолов для «выработки готовности» рекомендует начинать с простого – читать сказки и фантастику. Мир 21 века – мощный аккумулятор возможностей для таких событий. Из этих возможностей и состоит сегодня ядро «общечеловеческого опыта». Преадаптивность – это не умение вовремя подстелить сухую соломку (увы, под ней нередко прячутся старые грабли), а дар выращивать на возделанной творчеством почве жизнеспособную и плодовитую культуру.

Преадаптивности требует и встреча Нового года. Ведь это — прежде всего, встреча с самим собой в Новом году. Главная новогодняя интрига.

Новый год не наступает. Мы в него заступаем. На неизведанную «территорию времени», которое еще не пришло. И может придти только на наших ногах, вместе с нами. Это, конечно,не целинное поле. За ним – большая история, но ведь продлевается она в Новый год нашими руками. Руками, которые воплощают наши замыслы. Частенько замысел расходится с реализацией на расстояние краев пропасти. Но это не повод хвататься за недодумавшую голову неумелыми руками. Это — повод заставить голову думать, чтобы научила руки делать «с умом», т.е. умело. Повод заполнить пропасть рефлексией.

Новый год не обязан оправдывать наших ожиданий. Хотя бы потому, что его еще нет. Зато мы уже есть. Чтобы «создать» Новый год.

Свое новое время, свое новое. Не для современников Ивана Грозного, которым мы едва ли сумели бы угодить, хотя все еще любим поиграть в них.

Создать Новый Год и встретить себя в нем, такими, с которыми мечтали бы встретиться.

Пусть это встреча будет счастливой и незабываемой!