Публикации

Ведущая деятельность и социальная ситуация развития

2011·Просещение

Александр Асмолов, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

В основе образовательного стандарта лежит проектирование такого уклада школы, который предполагает постановку задачи превращения уклада школы в социальную ситуацию развития личности ребенка. И когда мы ставим вопрос так, то в процессе проектирования социальной ситуации мы должны учитывать мотивы и индивидуальные особенности ребенка, чтобы помочь ему выбрать ту деятельность, которая соответствует этим мотивам.

Без понятия «социальная ситуация развития», введенного Выготским – Леонтьевым – Божович, нет представления о ведущей деятельности. Социальная ситуация развития выступает в буквальном понимании как источник развития личности ребенка и резко противопоставляется понятию, которое существует в традиционной психологии, в том числе и в педагогике, особенно в бихевиористских доктринах, – понятию «фактор».

Выготский говорит следующее: социальная ситуация развития как источник развития с самого начала включает социальную позицию ребенка по отношению к миру и родителям. Эта социальная позиция, будучи развернута из статического в динамический план, и выступает как ведущая деятельность. Как стрелка меняет движение поезда, так и социальная позиция меняет систему мотивов, в которые включается ребенок.

На каждом возрастном этапе существуют тенденции выбора тех или иных форм ведущей деятельности, которая позволяет наиболее полно реализоваться социальной ситуации развития личности ребенка. В дошколке – игровые сюжетные формы, в начальной школе – учебные, но с акцентом на моделирование и так далее, в подростковом возрасте – формы деятельности личностного самоопределения, в старшей школе – профессиональное самоопределение и рождение зрелости.

Обучение должно войти в мир ребенка через ворота детской игры. Отсюда следует, что обучение в начальной школе должно идти через игру, которая выступает как механизм преемственности. Перенос классно-урочных форм развития на ребенка начальной школы – это по большому счету пре-ступление. Когда мы говорим, что дошколка должна надвинуться на школу, а не наоборот, мы тем самым хотим сохранить ребенка как личность развивающуюся, а не замкнутую в пространство жесткой классно-урочной системы.

Формы деятельности не обязательно жестко привязаны к возрастам. Все на-много сложнее, чем резкая привязка к одной ведущей деятельности. Если на ранних этапах развития ребенок вовлекается в ту или иную деятельность, то, чем дальше идет процесс персоногенеза, тем больше происходит переворачивание формулы. Не ребенок вовлекается в деятельность, а ребенок сам осуществляет выбор той деятельности, в которой происходит его развитие. И этот выбор зависит от его места в социальных отношениях.

Отсюда и рождается принцип включения ребенка в личностно значимую деятельность: необходимо помочь ему найти ее. И подобно тому, как обучение у семилетки должно входить через ворота детской игры, а не учебной деятельности, для двенадцатилетних учитель становится мастером и фасилитатором, способствующим вовлечению ребенка в те формы деятельности, в которых он может самореализоваться с наименьшим риском ухода в неврозы.

Тут появляется еще два ключевых понятия – социальная позиция и социальная роль. Социальная позиция – статическая характеристика, социальная роль – динамическая. Следовательно, деятельность – это развертка социальной роли, которую выполняет ребенок в тех или иных отношениях на этом этапе. Подростковый возраст – это возраст во-влечения и выбора тех деятельностей, которые мы с вами должны создать, чтобы у ребенка была мотивация к учению. Ключевой вопрос – найти ту деятельность, которая будет наиболее полно способствовать этой мотивации. Научить учиться – вот что самое важное для этого периода.

Я бы на старшей ступени школы «танцевал» от понятия «аттестат зрелости». Отсюда и поиски выбора деятельности, обеспечивающей социальную зрелость ребенка, его ответственность перед собой и миром, обществом.

 «Для этого возраста главное, – говорит Гальперин, выделяя психологические критерии зрелости личности, – что в качестве критерия зрелости на старшем этапе выделяется ответственность личности за свои поступки». В связи с этим на старшем этапе развитие личности ребенка формируется в направлении от объективной ответственности к субъективной.
Критерием зрелости является осуществление личностью свободного личностного выбора. Я хочу, чтобы мы четко выделили ядро психологического личностного созревания подростка на этапе старшей школы – это формирование ответственности за свои поступки и осознание ценности  свободы выбора. Вот ключевое новообразование старшего школьного возраста.