Публикации

Режиссура совместных действий

2007·Учительская газета

Социальная компетентность классного руководителя
Сколько раз многим из нас приходилось в жизни сталкиваться с обидным диагнозом, порой звучащим как приговор: «Вы некомпетентны». Давайте мысленно просчитаем подобного рода диагнозы в нашей собственной судьбе. Просчитаем и припомним ситуации, в которых самым разным людям — учителям, врачам, конструкторам, политикам, психологам, экономистам… — выносится подобный приговор. Припомним и задумаемся над тем, что же стоит за жестким диагнозом «некомпетентность».

Оценка отсутствия или недостатка знания для продуктивного решения самых различных социальных или профессиональных задач? Интуитивное заключение об отсутствии мотивации действовать ради служения избранному делу? Недвусмысленное указание на отсутствие или недостаток способностей и умений, необходимых для эффективного решения поставленных задач?

Обвинение в отсутствии или недостатке ответственности за выполнение возложенного на человека поручения?

Для постановки диагноза «некомпетентность» вполне достаточно признания в отсутствии хотя бы одного из упомянутых компонентов.

Мотивация на выполнение задачи. Знания, способности и умения, ответственность личности за достижение поставленной перед ней или, если речь идет о лидере той или иной социальной группы, перед ее коллективом цели — все это слагаемые компетентности.

В широком социальном и психологическом смысле слова компетентность — это знание в действии. Именно такое понимание компетентности рождается в контексте культурно-исторической психологии, созданной Львом Семеновичем Выгодским, Алексеем Николаевичем Леонтьевым и Александром Романовичем Лурия. Ибо действие в культурно-деятельностной школе психологии — это всегда живое направленное действие, за которым стоят мотивы личности.

Эффективное выполнение действия всегда содержит знания как о желаемом предвидимом результате этого действия, так и средствах достижения этого результата. В свою очередь эффективность достижения результата действия, безусловно, зависит от репертуара способностей и умений, сформированных в самых различных видах человеческой деятельности, в том числе и в такой деятельности, охватывающей все более широкий ареал социальной жизни, как общение. И, наконец, зрелость личности в значительной степени определяется тем, насколько она может нести ответственность за выполнение действия перед собой и другими людьми.

В тех случаях, когда речь заходит о профессиональных действиях в той или иной избранной человеком профессии, эффективность их выполнения зависит прежде всего от приобретенной человеком профессиональной компетентности.

В тех же ситуациях, когда речь идет о различных социальных действиях — о мастерстве общения, сотрудничества, партнерства, кооперации, искусства создания команд, координации различных целей, способности вдохновить на совместное дело, мы касаемся круга явлений социальной компетентности.

Из понимания природы социальных совместных действий с неизбежностью вытекает выстраданный и не раз проверенный в культурно-деятельностной школе отечественной психологии вывод: ключ к формированию социальной компетентности личности лежит в проектировании и организации совместных социальных действий. Сказанное полностью относится к процессу становления социальной компетентности любого лидера, на долю которого выпала такая трудная миссия, как миссия социального воздействия на восприятие, мысли, установки и поступки других людей. В ряде случаев, когда лидеру приходится «…и власть употребить», социальное воздействие на других людей принимает форму прямого или косвенного управления поведением человека или социальной группы.

И каждый раз, когда у лидера возникает необходимость оказывать социальное воздействие на людей или же он сталкивается с задачей управления социальным поведением, он проходит проверку на социальную компетентность.

День за днем проходят проверку на социальную компетентность учителя, классные руководители и директора школ. В своей профессиональной и личной жизни они убеждаются в мудрости Вильяма Шекспира, подарившего человечеству образы мира как театра. А людей — как актеров в этом полном драм и противоречий, надежд и взлетов театре:

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры,

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Мир школы — театр. И каждый участник этого театра в нем «не одну играет роль». Сколь много ролей приходится исполнять классному руководителю? По школьному сценарию он «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Он в буквальном смысле разрываем на различные роли, которые диктуются разными ожиданиями учеников, учителей, родителей, администрации школы, и ожиданиями, которые предъявляют к школе мир общества и мир государства.

Интенсивность этих ожиданий в разные исторические периоды жизни колеблется, ослабевает или возрастает, но никогда не исчезает. 5 сентября 2005 года стрелка на барометре социальных ожиданий к образованию резко скакнула вверх. Этот скачок нашел свое выражение в приоритетном национальном проекте «Образование». Одним из важнейших компонентов развития образования стала ориентация на государственную поддержку классных руководителей.

Тем самым мир государства открыто, публично продемонстрировал свои социальные ожидания к классному руководителю, его миссии в государстве и обществе, а не только в школе и классе.