Публикации

Все цвета радуги

2009·Учительская газета

Толерантность — это право каждого человека быть иным

Первосентябрьское видеообращение Дмитрия Медведева к российским школьникам, посвященное толерантности, вызвало широкий отклик в образовательных учреждениях. Обращаясь к одной из самых актуальных проблем для России, где проживает более 180 народов, президент подчеркнул, что сохранение их единства — общая задача, а для этого необходимо лучше понимать друг друга, беречь «уникальный, огромный мир — нашу Россию». Проведение в школах страны 1 сентября уроков толерантности продемонстрировало стремление подрастающего поколения более активно участвовать в укреплении дружбы, гармонизации отношений между людьми. Эти события определили тему Всероссийского семинара «Толерантность как цивилизационная норма», проходившего 25 сентября в Федеральном институте развития образования Минобрнауки России.

Как отметил директор института академик Александр Асмолов, проблематика толерантности все более властно входит в наше сознание. Ее разработкой ФИРО серьезно занимается совместно с коллегами из институтов психологии, антропологии и этнологии РАН, Российской академии образования. О толерантности говорится немало, но нередко люди имеют о ней суженное и неадекватное представление. Толерантность же как цивилизационная норма обеспечивает устойчивое развитие человека и социальных групп в мире разнообразия, право каждого человека быть иным, баланс интересов противоборствующих сторон в экономике и политике, возможность диалога и согласия различных мировоззрений и культур.

Сегодня большое внимание уделяется разработке программ, направленных на формирование толерантного сознания личности. В этой связи Александр Асмолов предложил комплекс мер государственной образовательной политики по противодействию экстремизму в российском обществе. Среди них — стимулирование социальной рекламы, акций и кампаний, пропагандирующих межэтническое и межкультурное общение; введение государственной психологической экспертизы, направленной на объективную идентификацию радикальных экстремистских материалов в СМИ и Интернете; организация программ межкультурного обучения; создание на всех уровнях социально-психологических служб преодоления кризисных ситуаций, помощь жертвам насилия и жестокости; дальнейшее совершенствование гуманитарной и психолого-педагогической экспертизы учебников, образовательных программ и игровой продукции с целью предупреждения деструктивных форм поведения у молодежи.

По мнению Александра Асмолова, в дополнительные программы подготовки госслужащих, работников правоохранительных органов и СМИ, в примерные основные программы педагогического образования необходимо включать курсы, обеспечивающие формирование компетентности в вопросах толерантности. Также он предлагает поддерживать образовательные и воспитательные проекты традиционных религий, межрегиональное и международное взаимодействие молодежи в рамках тематических слетов, лагерей, фестивалей, обменов.

В заключение Александр Григорьевич отметил, что символ радуги мог бы стать наиболее ярким отражением смысла толерантности: когда цвета радуги пропадают, мир становится серым.

Главный научный сотрудник ФИРО доктор педагогических наук Галина Солдатова свое выступление посвятила анализу деятельности Центра толерантности и гуманитарных технологий, где уже в течение десяти лет психологи ведут практическую и научную работу. Различными видами практической помощи психологов центра было охвачено более 50 тысяч человек, учеными разработано немало методических пособий, постоянно проводятся тренинги. Центр имеет экспериментальные площадки, полученный эффект закрепляется в больших коллективах.

Заместитель руководителя Центра стратегии образования и организационно-методической поддержки программ ФИРО Эвелина Алиева и заведующая сектором организации экспертизы и координации программ центра кандидат педагогических наук Ольга Радионова раскрыли методические аспекты работы по технологии воспитания детей 5-8 лет в духе толерантного общения. Педагогическая технология «Истории Карапушек — как жить в мире с собой и другими?», разработанная в 2007-2009 годах, основана на интеграции различных видов деятельности — игровой с элементами сказотерапии и продуктивной. Именно эти виды деятельности позволяют ребенку не только успешно усваивать такие понятия, как уважение, равенство, миролюбие, но и развивать навыки коммуникативной культуры.

Тему «Подросток и окружающая среда» раскрыл в своем выступлении директор Института социологии образования РАО академик Владимир Собкин, обративший особое внимание на опыт переживания социальных отношений подростка со своим окружением. Эти отношения должны быть ориентированы на диалог. Важным моментом формирования толерантности ученый назвал способность подростка удивляться разнообразию мира.

Заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина подвел итоги диспута. Он отметил, что ученые от педагогики нередко выступают в роли людей, расплетающих канат образования на отдельные ниточки, а затем удивляются, почему эта ниточка обрывается, когда за нее пытаются вытягивать образование.