Как жить в условия неопределенности
Демократия представляет собой науку умения жить в условиях неопределенности. Не бояться стрессов, не отгораживаться от них, а спокойно жить в изменчивом мире, на который мы обречены.
Когда мы говорим о демократии, то сталкиваемся с задачей, уникальной по содержанию: пойди туда, не знаю куда. Найди то, не знаю что. Для меня эта задача сверхважна, и говорю я это без шуток и без иронии. Обратите внимание, когда в сказках Иванушке-дурачку или царевичу давали аналогичного типа задания, разве они терялись? Они шли и выполняли их. Культура через сказочные, карнавальные миры готовила нас к жизни в неопределенных ситуациях.
С чего начинается школа неопределенности? С чего начинается демократия? С приватизации индивидуальной жизни, с того преображения, что происходит сейчас на наших глазах. Цель каждой личности потихоньку становится равноценной коллективистским целям, которые раньше считались единственно правильными и главными. Ваши собственные цели сегодня могут стать опорой общества. К ним можно начать относиться с почтением и уважением. Что это, как не совершенно новое явление? Что за ним стоит? Человек, точно названный Александром Зиновьевым когда-то «Хомо Советикус», сегодня начал превращаться в другого человека, которого называют «россиянином».
Сейчас у нас появляются первые ростки демократии под видом монологических партий. Но все они — оппозиционные партии, строящиеся по формуле «против кого дружите?» В них действует могучий глухариный эффект, который ждет нас на выборах. Когда токуют глухари, возникает явление, которое я называю «монологи за «круглым столом». Вспомните первые «круглые столы» по телевидению. Казалось бы, идея отличная. Но один политик говорит: то-то, то-то, то-то. «Да, вы правы», — говорит другой участник диалога, и потом — совсем про другое. Сегодня дискуссии партий идут опять со множеством монологов.
Вместе с поэтом, хитрым, добрым и немножко наглым Эдуардом Успенским, мы затеяли цикл «Веселые учебники». Вышел в свет один из них — «Приключения маленького человека» Андрея Усачева, где впервые в занимательной форме рассказывается о декларации прав человека. И пошли звонки и письма учителей: какого дьявола Министерство образования поставило гриф на этот учебник? Учительница отобрала у ребенка ненужную газету во время урока, а ребенок открыл Усачева и прочел: «Каждый человек имеет право владеть имуществом, и никто не может отобрать у него принадлежащую ему вещь». Он защитился от учителя, учитель негодует. Но я рад его негодованию. Другого ребенка привычно и тоталитарно без шлепков выгнали бы из класса.
Нужны не только когнитивные учебники парадигм, знаний, умений и навыков, по принципу прочел-выучил-воспроизвел. Учебники демократии и граждановедения должны строиться по формуле вчувствовался-прожил. Представьте себе, что вы долго добиваетесь свидания с девушкой, и она наконец согласилась. Вы говорите ей: «Вы можете завтра в пять у памятника Пушкину?» Она томится, томит вас, а потом отвечает: «Я приду». А вы достаете книжку и говорите: «Подождите, я сейчас запишу. Значит, в пять, у памятника Пушкину». Если она после этого не придет, то будет абсолютно права. Поэтому нужны такие учебники, чтобы не пришлось записывать, когда наступает момент и вы назначаете свидание с Демократией.