Нищеброды
ПОЯВИВШИЙСЯ В ИНТЕРНЕТЕ И ПОПУЛЯРНЫЙ СРЕДИ ВОДИТЕЛЕЙ ПОСТ «СТАРУХ НАДО ДАВИТЬ» ВЫЗВАЛ ШКВАЛ ВОЗМУЩЕННЫХ ОТКЛИКОВ
Взять на колесо
Автор интернет-поста «Старух надо давить, не останавливаясь» пишет:
«Ехал я недавно по пустынной улочке на мотоцикле, — надо признать, не без литературных способностей излагает свою историю некто Blacky (the_blacky). — Скорость километров 60, скоро поворот, и я уже оттормаживался, передо мной метрах в 20 ехала «Ауди» с примерно такой же скоростью. Вдруг ярко алым вспыхнули огни, и задница «ауди» стала стремительно приближаться ко мне. Оттормозился, соскочил с мотоцикла, сняв шлем, кинулся к водительской двери «Ауди» с логичным вопросом. В салоне «Ауди» были открыты подушки безопасности, ощутимо тянуло дымом от пиропатрона, а перед капотом лежала бабка. Классическая такая бабка. С авоськой. Парень оглянулся по сторонам и посмотрел на меня: «Садись в свой драндулет и у…езжай отсюда. Мухой. Я ничего не видел». Поехал и я домой.
Александр Асмолов, завкафедрой психологии личности психфака МГУ:
— Средний класс, который все так долго ждали и лелеяли, возлагая на него сверхзадачу возрождения страны, как капризный заласканный ребенок, понабрался малоприятных манер и мыслей. Скажем, Blacky, комментируя обвинения в свой адрес, и впрямь чувствует себя сверхчеловеком. Посмотрите, что он пишет: «Причина этих воплей, конечно, зависть. Менеджеров, которые лишний раз боятся нарушить должностную инструкцию или тем или иным образом повести себя как мужчина. Для этого нужно быть смелым, решительным, умеющим идти наперекор общественной морали».
Достоевский с его зацитированным «Тварь ли я дрожащая или право имею?» просто отдыхает. И старушка-процентщица к месту: никому не нужная, глуховатая, может быть, из дурно пахнущих бомжих. Как будто специально ждала за поворотом, чтобы перебежать дорогу в неположенном месте и дать высказаться супермену на мотоцикле.
Беда в том, что у нынешних героев в отличие от героев Достоевского нет сомнений. Я бы не стал приписывать явление, которое мы обсуждаем, к феномену Раскольникова. Тот испытывал жесточайшие муки совести: и до, и после. Да и персонажи Достоевского, как правило, люди если не с больной психикой, то с очень тяжелыми глубокими психологическими проблемами. Здесь все гораздо хуже, потому что нет мук совести, все предельно ясно и логично, только голое теоретизирование и поза. Это иная симптоматика: при нормальной психике — иной, отличный от человеческого взгляд на жизнь и жесткий бездумный прагматизм.
Страшно то, что логика «вокруг одно быдло, а мне все дозволено» принадлежит представителям растущего в нашей стране среднего класса. Наши ожидания и надежды на социальный слой, который держит на плаву Европу, оказываются не вполне реалистичными. К сожалению, наш мидлкласс лишен в эмоциональной и интеллектуальной шкале ценностей оценки достоинства по отношению к другим людям. Это рабы полезности. Что обязательно приведет к некоторым существенным потерям в личностном плане.
Мы живем в ситуации кризиса морали. Главная его причина — потеря цензуры в себе самих. Пока мы ее не восстановим, можем добиваться каких угодно экономических высот, строить средний класс и откармливать его, но все равно превратимся в племя нелюдей.