Научите меня жить
Марина Зубакова
В начальной школе ожидается большая перемена. Впредь учеников будут не только натаскивать по программе, но и воспитывать. Что из этого выйдет?
Плохая новость — лето кончилось. А вместе с ним и каникулы. Впереди длинный учебный год, со школьной рутиной, тревогами и попытками разгрызть орешек знаний, который иногда кажется слишком твердым и не всегда приятным на вкус. Как сделать так, чтобы школьные годы были чудесными не только в песне? В Министерстве образования и науки рассудили и решили первым делом как следует взяться за начальную школу, в которой и прививается вкус к учебе. В августе чиновники одобрили Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения для начальной школы, который вступит в силу 1 сентября 2010 года. В стартующем учебном году в некоторых школах пройдет его обкатка.
Нестандартные дети
Под скучным словом «стандарт» скрывается минимальный набор знаний и навыков, которыми ребенок должен овладеть за четыре года начальной школы. И сразу возникает такой вопрос: зачем понадобилось проводить новую стандартизацию, когда и при старых требованиях, принятых в 2004 году, начальная школа числилась на общем фоне в передовиках? Последние годы учителя «началки» получили возможность варьировать программы, сочетать традиционную дидактику с развивающими и игровыми методами. В результате, по данным международного теста на качество чтения и понимание текста, проведенного в 2006 году среди 215 тысяч школьников из 40 стран, российские ученики 4-го класса заняли 1-е место (для сравнения: в 2001 году мы были на 12-м месте из 26 возможных). Как говорится, прогресс налицо.
Тем не менее в Министерстве образования и науки посчитали: новые стандарты необходимы. На их создание толкает сама быстро изменяющаяся реальность. Авторы проекта (группа ученых РАН, Российской академии образования, МГУ, ГУ — ВШЭ и другие) утверждают, что впервые стандарт разрабатывался как некий коллективный договор, в котором учитывались требования семьи, общества и государства к результатам образования. За последние десятилетия эти запросы довольно сильно изменились. Если мы готовим исполнительного функционера, то это одна образовательная стратегия. Если человека-деятеля, способного к осуществлению свободного выбора, к принятию ответственных, а не ответных решений, к творческому созиданию, то это совершенно другая стратегия образования. Кроме того, современное общество переходит от постиндустриального к информационному типу развития. Следовательно, надо готовить молодое поколение к жизни в информационном пространстве. Наши дети должны научиться управлять информационным потоком, а не оставаться его заложником, что мы сегодня наблюдаем.
Дети действительно становятся другими. Как утверждает доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета Наталья Горлова, у современного ребенка новый тип сознания — системно-смысловой, а не системно-структурный, характерный для детей прошлого века. Вопрос «зачем?» является для них главным. И если ребенок не понимает, зачем нужно писать, читать, учить уроки, он не будет выполнять этих действий. Дети XXI века не терпят, когда их заставляют что-либо делать. Рефлекс свободы у них доминирует над рефлексом подражания, а следовательно, с ними надо уметь договариваться.
В то же время познавательные, а точнее, мыслительные способности современных первоклассников развиты лучше. По мнению Горловой, они могут усваивать большое количество материала, не пересказывая и заучивая, а овладевая творческими способами переработки информации. Современному ребенку легче дать готовый ответ, чем рассказать, как он этот ответ получил.
Все это и вызвало необходимость перемен.
Дрессировка окончена
Чем же стандарты второго поколения будут отличаться от предыдущих? «В начальном образовании наметилась в буквальном смысле революция, — говорит один из участников проекта, заведующий кафедрой психологии личности МГУ, академик РАО Александр Асмолов. — Если раньше стандарты определяли минимум знаний, которыми необходимо было напичкать ученика, то сегодня это, если угодно, конституция, регулирующая жизнь школы. Они определяют требования и к результатам знаний, и к условиям, в которых ребенок учится, и, конечно, к содержанию. Главное же отличие заключается в том, что прежние стандарты были ориентированы на дрессуру, на простое воспроизведение, а новые — на то, чтобы научить ребенка учиться. То есть помочь ему овладеть тем, что мы называем универсальными мыслительными действиями. Благодаря им он сможет решать в этом сложном и неопределенном мире любые, самые непредвиденные задачи. Вторая ценностная задача — развитие личности человека. Школа должна помочь ребенку найти себя в этом мире, понять, кто он и на что способен».
Едва ли не на центральное место образовательного процесса выходит воспитательная функция. Авторы проекта заявляют, что духовно-нравственное развитие личности ребенка должно быть главным результатом образования, и этим новые стандарты кардинально отличаются от педагогических разработок постсоветского периода. В качестве ударной силы рассматривается предмет «Духовная культура народов России», который с 2010 года станет обязательным. Предмет, безусловно, важный и нужный, особенно в такой многонациональной стране, как наша. Но вот насколько он уместен в начальной школе? «Сможет ли 9–10‑летний ребенок включить духовные ценности народов России в свои личностные и жизненные смыслы? — задается вопросом Наталья Горлова. — Я в этом глубоко сомневаюсь. В этом возрасте ребенок может усвоить только культуру своего народа, своего края — то, что находится в его непосредственном восприятии, с чем он сталкивается каждый день».
Свой взгляд у детского психолога Елены Краснер: «Сегодняшние дети хорошо подготовлены. Но проблема в том, что им предложили интеллектуальную нагрузку, не предложив в равной степени духовной. Дети не знают банальных вещей. Например, что нельзя грубить старшим, что к девочкам надо относиться по-джентльменски. Я бы предложила включить в сетку часы, назовем их гуманитарными, где учитель смотрел бы с учениками добрые мультфильмы, читал бы с ними книги, но обязательно с последующим обсуждением. Кроме того, у ребенка в школе должна быть социальная нагрузка, чтобы он чувствовал себя успешным как человек, а не только как ученик».
В новых стандартах на воспитательную работу и дополнительное образование выделяется 10 часов в неделю. Это внеклассные занятия, которые проводятся после основных уроков. Учебная же нагрузка не должна превышать 20–22 часов в неделю. Вопрос о том, сколько дней будут учиться малыши — пять или шесть, по-прежнему отдан на откуп школам. Пока шестидневка оговаривается только для учреждений «повышенного» типа — гимназий или национальных школ.
Вообще все, что касается собственно содержания образования, примерных учебных программ, не вошло в структуру федеральных стандартов. Основные темы, понятия, действия изложены в документе под умным названием «Фундаментальное ядро содержания образования», который носит рекомендательный характер. Тем не менее в стандартах есть довольно жесткое условие: преподавание обязательной части учебных дисциплин должно занимать 65 процентов учебного времени, на вариативную часть остается 35. Возможное отклонение может составлять не более 5 процентов. Это довольно демократичный подход. Для сравнения: сейчас соотношение обязательных и необязательных предметов в начальной школе — 85 к 15.
В стандартах изменен подход к преподаванию отдельных предметов. Например, в математике сделают упор на алгоритмическом мышлении детей. Предмет «Окружающий мир» от описания природы переходит к описанию мира природы и общества, в котором живет ребенок. Со второго класса вводятся иностранный язык и информатика.
Максимум развития
Пока педагоги начального звена средней школы слабо себе представляют, что конкретно надо изменить в программах, где взять часы на дополнительные дисциплины, на какие учебники ориентироваться, чем наполнить 10 часов в неделю, выделяемых на воспитательную работу и дополнительное образование, и, что немаловажно, как эта дополнительная нагрузка будет стимулироваться материально. «И у директоров, и у завучей, и у учителей сейчас очень много вопросов, — делится своими заботами заместитель директора столичной прогимназии № 1882 Маргарита Андреева. — Будем разбираться. Работы впереди много — надо составить новый учебный план, проанализировать итоговые тесты, которые предлагаются в конце каждого класса. Но главное — самой загореться этими идеями, чтобы суметь зажечь своих педагогов».
Учителям и директорам есть над чем поломать голову. Именно они будут осуществлять главный лозунг новой доктрины: «Минимум содержания — максимум развития. Через развитие — к положительным результатам». И уже сейчас понятно, что предстоящий учебный год им придется провести на различных совещаниях, заседаниях и круглых столах.
Учителям младших классов придется перестраивать работу на ходу. Впрочем, им не впервой — за десятилетия реформ они ко многому привыкли. Главное, чтобы после всех повышений квалификаций, круглых столов, конференций остались силы на то, чтобы просто любить наших с вами не всегда идеальных детей. Ведь не секрет, что большинство родителей, отправляющих своих чад в первый класс, по-прежнему выбирают не школу, а доброго, но справедливого учителя, слава о котором, как правило, передается в каждом микрорайоне из уст в уста. А такие качества ни в каких стандартах не пропишешь.