Интервью

Банзай, школяры!

2005, 2008·Учительская газета

В чем секрет профессионализма? В скрупулезном выполнении всех положеных по инструкции действий? В особой любви к выбранной специальности и всему, что с ней связано? В феерическом мастерстве? В способности не терять хладнокровия ни при каких обстоятельствах и находить выход из самых безвыходных ситуаций? Заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Аcмолов говорит о том, что смелость в принятии решений и компетентность — надежные условия для успешной реализации любых мечтаний.

— Александр Григорьевич, как вы считаете, в чем заключается особенность Московской области?

— В течение многих лет я работаю с разными педагогическими сообществами России. Моя мечта в этой работе выступать в качестве эксперта-консультанта и разработчика с целью повышения инновационного потенциала регионов, касающегося прежде всего программ развития образования. Почему, собственно, образования? Да потому, что эта сфера, с моей точки зрения, часто недооценивается управленцами, а она выступает как ведущая социальная деятельность нашего общества.

Московская область по многим параметрам — уникальный регион. Здесь произошло чудо, равное японскому. Мы знаем, что Япония резко выделилась на уровне мировых держав благодаря тому, что в 50-х годах она сделала ставку на образование. «Дайте мне сильное образование, и я стану конкурентоспособной страной!» Эта установка перевернула всю ситуацию в государстве, едва оправившегося после тяжелого удара во Второй мировой войне. Аналогичный рывок сделала Южная Корея. У них были разные программы образования, но их объединяло то, что именно оно повело за собой развитие этих стран.

Почему же я при этом говорю не о японском или корейском чуде, а о подмосковном? Финансирование образования области выросло в десятки раз. Это чудо, как и вообще рост бюджета здесь в целом. За этим стоит четкое внимание лидеров управления образования Московской области, губернатора и его

команды к проблемам просвещения. Эти люди понимают, что образование выступает как уникальный ресурс социального единения. Это тот путь общения, благодаря которому может быть снижено напряжение социального лифта. Это воспитание активности и мобильности ученичества и молодежи. Все эти качества региона заинтересовали меня как исследователя и стали мотивом для того, чтобы связать с ним свои устремления в развитии инновационного потенциала. Нашему сотрудничеству более семи лет.

— Вы весьма высоко оцениваете образовательный курс области.

— Я ценю ту команду управленцев, которая работает в области. Для меня важно, что докторская диссертация министра посвящена детям риска. И это не случайно, Лидия Николаевна живет этой темой, этой болью и находит пути для разрешения ее остроты. Заместитель Антоновой Юрий Картушин также выступает в роли настоящего исследователя и посвящает свои работы начальному профессиональному образованию как особому и очень важному. Благодаря нашим совместным усилиям появилось новое образовательное учреждение — Академия социального управления, подобных академий в России не существует. Мы говорим не о менеджменте в экономике и бизнесе, здесь готовят психологов и менеджеров социальной сферы.

Мир бурно меняющегося ХХI века рождает новые профессии. Одна из этих профессий — профессия своего рода социального инженера, лидера социальных коммуникаций, мастера решения социальных проблем. Эти проблемы могут возникать в самых разных сферах управления — регионального, управления малыми и большими городами, управления некоммерческими организациями, управления в многочисленных отраслях, где главным источником развития является человеческий ресурс. Именно проектирование лидеров во всех этих областях социальной жизни и есть миссия этой академии.

Смотрите, насколько большой интерес к психологии педагогики у лидеров разного звена. Этот интерес огромен у министра, этот интерес проявляется у заместителя председателя правительства Сергея Кошмана, который также работает в области педагогической науки как исследователь, этот интерес есть у вице-губернатора Алексея Пантелеева, автора блестящего труда по психологии детей мигрантов. Для меня как психолога работа с этими людьми представляет невероятную важность, потому что я вижу, насколько не на словах, а на деле психология и педагогика вплетаются в ткань управления огромным регионом. Не только огромным, а регионом, который воплощает для меня малую модель России. В структуре Московской области есть все. Есть города, есть села, деревни. В этом отношении внедрение инновационных программ в Московской области — это лучший полигон для России в целом. На этом материале мы четко можем сказать, как это аукнется и откликнется в хорошем смысле в разных уголках страны.

Сотрудничество с Московской областью осуществляется не только мной лично, целой командой. В этом участвуют Галина Солдатова, с которой мы создали книгу «Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий», Светлана Кривцова, которая разрабатывает сеть практической психологии образования в Подмосковье и проводит занятия, Вячеслав Иванников, который консультирует по вопросам трудного детства. Все это мои коллеги, которые видят, что наука превращается в решающий факт развития региона. Появляется новая экономика — экономика знаний. И добрые старые слова «знание — сила» весьма ярко отражают то, что сегодня происходит в области благодаря команде управленцев, компетентных не только профессионально, но и социально. Гармоничное сотрудничество с исследовательскими группами Московского университета и других вузов ведет к тому, если, конечно, темп не будет сбит, что Московская область становится интеллектуальным лидером России.

— В «Крокус Экспо» на выставке «Подмосковье-2007» вы вместе с профессором Солдатовой презентовали классным руководителям Московской области свою новую книгу. О чем она?

— Книга «Социальная компетентность классного руководителя» с подзаголовком «Режиссура совместных действий», подготовленная мной и Галиной Владимировной, а также еще большим коллективом авторов, по большому счету является ответом на национальный проект «Образование». В нем в качестве одной из ключевых приоритетных задач ставится задача социализации молодежи, детей и подростков. А для этого необходимы усиление и активизация роли классного руководителя, способного создать из класса команду. Как ему в этом помочь? Как помочь классному руководителю пробраться в зарослях конфликтов, которые возникают между детьми, между учителями и родителями? Классный руководитель оказывается режиссером совместных действий, нацеленных на снижение напряженности в школе и повышение в ней творческой, психологически комфортной атмосферы. Поэтому мы и предлагаем совершенно новую книгу, которая состоит как бы из трех частей. Первая — это основы современной социальной образовательной политики: куда идет образование России, ради чего оно создается, как движется. И мы пытаемся это рассказать, чтобы учитель видел не только свою школу, свой класс, а понимал, куда идет страна, вектор ее развития. Вторая часть — это методология практики, методология тренинга, который должен пройти классный руководитель, чтобы понять те мировоззренческие основы, которые стоят за социальной компетентностью. И те научные основы, которые за ней стоят. Третья часть — это непосредственно обучение самому тренингу классных руководителей, которые проводятся в живой, игровой форме, чтобы он стал не только обучающим, но и учеником. Мы живем до тех пор, пока играем. Игра помогает освоить совершенно новые виды реальности. Вот что сделано нами в тренинге социальной компетентности, толерантности, социального интеллекта для классных руководителей, на которых лежит огромное бремя — превращения школы в мир развития.

Увы, ни один режиссер, сколь бы талантлив он ни был, не работает без сценария. Поэтому в этой книге мы коснулись ряда сценариев, по которым разыгрываются спектакли на сцене российского образования. И знакомство с этими сценариями позволит классному руководителю сформировать свою позицию по отношению к таким являющимся предметом оживленных дискуссий вопросам, как вопросы о социальных трансформациях образования в ходе его модернизации, вариативном образовании как процессе расширения возможностей развития личности, обеспечивающем самореализацию личности и компетентностный выбор человеком его жизненного пути, психологической стратегии воспитания личности как альфе и омеге социальной компетентности классного руководителя.

— Помимо представления книги вы встречаетесь со студентами и молодыми специалистами, а также представляете книгу. Что вы выносите из такого общения?

— Каждая встреча — это небольшой спектакль. Без спектакля, где есть актеры и зрители, ничего не рождается. В ходе него студенты, молодые учителя, классные руководители чувствуют еще больше биение жизни. Они чувствуют в такие моменты, что им по-настоящему нужно. Нам бы очень хотелось, чтобы педагог был настолько компетентным, что ему по силам было бы продвинуться в мастерстве режиссуры совместных действий государства и своей школы.