Абитуриент-2007: прагматизм может обернуться крахом
В этом году российские школы выпустили около миллиона человек. В минувшие выходные отшумели выпускные балы. Впереди вступительные экзамены. Уже сейчас абитуриенты строят планы на будущее. По словам специалистов, сегодня все реже выпускники выбирают некогда престижные профессии — учителя и врача, чаще молодые люди идут в юристы, финансисты и экономисты. Профессор МГУ Александр Асмолов считает, что нынешним абитуриентам свойственно стремление к утилитарному успеху.
Тем не менее давать оценочные характеристики нынешней молодежи — дело неблагодарное, уверен бывший заместитель министра образования профессор МГУ Александр Асмолов. Однако он не отрицает, что нынешним выпускникам свойственен прагматизм: «Прежде всего, когда мы говорим о современной молодежи, мы должны четко знать одну простую вещь, которая относится к разным генерациям. Их никогда не надо причесывать под одну гребенку. Они разные. У них разные установки, разные ценностные ориентации, разные модели успеха в жизни. Но при всех различиях, по данным социологических и социально-психологических исследований, начинает преобладать (я не берусь это оценивать, но факт остается фактом) прагматическая установка. Они нацелены очень часто на прагматический успех. И выбор профессии, выбор вуза, так или иначе, диктуется тем, насколько после этого вуза будет обеспечен этот прагматический успех. Вот одна из ведущих линий, которые показывает данный опрос».
Последний опрос, проведенный социологами Левада-центра, показал, что респонденты в возрасте до 18 лет предпочитают экономическое или юридическое образование (так ответили 24 процента опрошенных). Социолог Ирина Палилова рассказывает, что на вопрос, кем бы вы хотели видеть своих будущих детей или внуков, нынешние абитуриенты отвечали так: 20 процентов желают видеть своих детей и внуков программистами и специалистами в области высоких технологий, 18 процентов — врачами, столько же — предпринимателями. 13 процентов хотели бы, чтобы дети и внуки были директорами банков, 14 процентов видят в них квалифицированных рабочих. 12 процентов опрошенных желают видеть своих детей и внуков инженерами, 9 процентов — военными.
Только 7 процентов опрошенных хотели бы видеть своих детей учеными, преподавателями вузов, спортсменами, владельцами магазинов. Не в почете сегодня и творческие профессии — артисты, музыканты, художники, писатели и журналисты. «Еще меньше — 6 процентов – видят своих детей политиками или министрами, — продолжает Ирина Палилова. — А социологами, политологами, маркетологами или рекламщиками — вовсе 5 процентов. Стремление к карьере школьного учителя в своем будущем ребенке поддержали бы всего 4 процента опрошенных, фермера — 2 процента. 1 процент готов видеть свое чадо в сане священника». По словам сотрудницы Левада-центра, результаты этого опроса не очень сильно отличаются от результатов опроса 2006 года.
Профессор Сабуров считает, что в век компьютерных технологий, выпускники школ чаще стремятся чаще получить гуманитарное образование: «Очень большая тяга к гуманитарным профессиям, поскольку они совершенно справедливо считают, что информатизационный мир таков, что надо уметь контактировать с людьми, уметь работать с информацией. Технические специальности пользуются значительно меньшей популярностью, чем это было в прошлое десятилетие. Кто-то рвется в политику, кто-то хочет быть мыслителем, ученым, кто-то хочет быть бизнесменом и иметь успехи на этом поприще. Но особых сдвигов нет. Молодые люди так же не приспособлены к жизни, так же не умеют приложить знания к конкретным задачам, которые будут стоять перед ними.
С этой точкой зрения согласен и профессор Асмолов. По его мнению, современная школа не учит детей социальной адаптации: «Молодежь так или иначе испытывает проблемы в том, что называется социальной компетентностью. У молодых людей нет достаточных социальных действий и качеств личности, которые обеспечивали бы успешную коммуникацию, успешное общение. К сожалению, они не всегда с большой эффективностью работают в команде. Вот эти моменты, увы, слабо дает современная общеобразовательная школа. Она по-прежнему остается поурочной системой, школой, дающей знания, но не дающая социальной компетентности. И это один из серьезных рисков, с которым мы сегодня имеем дело».
Александр Асмолов, советует будущим студентам отказаться от стремления искать во всем выгодную, вещественную пользу, иначе будет трудно достичь успеха: «Очень трудно дать универсальный совет, что называется, за всю Одессу. Но есть одно простое правило — если люди будут нацелены только на прагматику, только на утилитарный успех, только на эгоизм в своей жизни, рано или поздно пробьет час, когда эта установка обернется проигрышем. Они должны выбирать профессию, в которой, прежде всего, станут не только талантливыми и способными инженерами, способными журналистами, способными психологами, они должны выбирать профессии, в которой они могут найти и реализовать себя как личности. Жизненный путь каждого человека — это история отклоненных альтернатив. И пусть они найдут те пути, в которых будет светиться радость и понимание самих себя, без которого нет понимания других людей».