Интервью

Александр Асмолов в программе «От первого лица»

2005, 2008·Смотрим

Мы много говорим об образовании: о его доступности, качестве, о его необходимости как одного из первоочередных национальных проектов. Потому что без образованного общества мы вряд ли сможем догнать ушедший вперед мир, особенно в областях, где мы прилично отстали. 

Есть такое понятие: образовательный стандарт. С одной стороны, в определении присутствует некоторый негатив: зачем ориентироваться на нечто усредненное? Но, с другой стороны, без соответствия по определенным параметрам тоже не обойтись. Что такое образовательные стандарты, зачем они нужны? Об этом — разговор с гостем студии Александром Григорьевичем Асмоловым, профессором, заведующим кафедрой психологии личности Московского государственного университета.

АСМОЛОВ: Борьба и мифы по поводу создания стандартов школьного образования продолжаются не один год. Иногда это напоминает рыцарские поединки, в которых каждая из сторон неколебимо уверена в своей правоте. Люди, которые все время говорят о свободе, говорят: стандарт?! Какие стандарты? Ведь с помощью стандартов мы можем деформировать развитие личности; никаких стандартов: образование без границ. Образование бесконечно, и помещать любое образование в прокрустово ложе стандартов — значит с самого начала преграждать путь развитию образования. 

Другая позиция заключается в том, что без стандартов, как без языка, развитие образования невозможно. Но по большому счету, понятие стандартов действительно имеет негативную семантику. Но можно ли без стандартов оценить качество того или иного явления или продукта? Это эталон для оценки. 

Образование со стандартами — вещь совершенно особая. Моя позиция заключается в том, что стандарты представляют собой своего рода гены образовательного поведения. Без стандартов как генетики образования мы никуда не пойдем. Почему? Стандарт представляет собой необходимый и достаточный набор знаний, без которых человек не может общаться с другими людьми, без которых он не может почувствовать себя гражданином той или иной страны, без которых он не может двигаться в ритме непрерывного развития. В первом классе необходимы те или иные знания, без которых невозможно перейти во второй, в десятом — в одиннадцатый, в одиннадцатом — чтобы поступить в вуз. И без этих знаний ничего не получится. 

С моей точки зрения, первая культурная функция стандарта, как сказал бы человек, которого я люблю, — Лев Семенович Выгоцкий, выдающийся психолог — формирование культурной идентичности человека как гражданина России. О чем идет речь? Когда мы где-то встречаемся, — допустим, я из Москвы, вы из Пскова, — мы спрашиваем: вы откуда? За этим вопросом стоит: из какой ты земли? И это не просто поиск земельных корней; за этим — поиск общности. 

— Общности, которой нам сейчас порой так не хватает…

АСМОЛОВ: Абсолютно верно: общности, стабильности. Когда вы знаете какой-то набор произведений, и когда кто-то при вас цитирует, скажем, Ильфа и Петрова и незабвенного Остапа Бендера, мы с вами понимаем, о чем идет речь. Когда я называю имя Александра Сергеевича Пушкина или Марины Цветаевой, мы понимаем, о чем речь. Или когда я говорю о геометрии Евклида, мы тоже это понимаем. По сути дела, стандарты — это гены образовательного поведения. Когда-то мы мечтали создать универсальный язык, он назывался эсперанто. Но дело не столько в языке. Но без стандартов, которые были в образовании в Европе, России, Китае, Соединенных Штатах, мы оказались бы вообще лишенными основы для понимания друг друга, без стандартов мы оказались бы инопланетянами.

Стандарт как ген — это только момент вариативного поведения. Образовательные программы — нечто совершенно иное; они не сведены к стандартам. Но в них есть вариант, есть общность, есть константа, без которых нет самих программ. Идея стандарта могла возникнуть только в ситуации вариативного развивающего образования. Вы соблюдайте стандарт, а дальше — ищите, говорите, действуйте…