Публикации

Школьные стандарты вызывают неприятие из-за боязни выбора

2011·РИА новости

Родители, учителя, а вслед за ними и школьники, в штыки воспринимают идею новых образовательных стандартов, потому что не привыкли мыслить в рамках свободы выбора, считает директор Федерального института развития образования (ФИРО) Александр Асмолов.
 

Проект федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшеклассников, разработанный Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования, кардинально меняет подход к обучению в старшей школе. Главный принцип — возможность выбирать, какие предметы ученик 10 и 11 класса будет изучать на минимальном уровне (интегрированный курс), а какие — более серьезно и основательно (базовый или профильный уровень).

Проект был встречен неоднозначно и вызвал большой резонанс.

«Одна из задач школы — это солидаризация с миром, поиск идентичности, ответа на вопрос: «кто я такой». В этом смысле целый цикл курсов нового поколения стандартов именно на это и настроен», — сказал Асмолов в ходе Восьмого европейского форума «Партнерство в образовании», проходящего в Москве с 22 по 24 марта.

Ток-шоу на тему развития современной школы и использования информационных технологий в обучении в среду вела член Общественной палаты РФ, известная телеведущая Тина Канделаки.

Директор ФИРО считает, что стандартных уроков недостаточно, в школе важно выстроить систему коммуникации ребенка с внешним миром. «Консервативная реакция на новые стандарты, которая нормальна, как реакция на все новое, она связана в достаточной степени с тем, что мы недостаточно объясняем мотивы своих действий в области образования», — сказал эксперт.

Он подчеркнул, что «у школьников никто ничего не отнимет». «Новая школа — это школа выбора. В ней будет господствовать принцип избыточности знаний», — уверен Асмолов.

«Мир настолько меняется, что нельзя подогнать ребенка под одну программу. Нужен принцип вариативности. Сегодняшняя школа — это путь ученика к личностному и профессиональному успеху, и страх перед новыми стандартами — это страх того, что ученику вместе с родителями открывается пространство выбора. Это больше психологический момент, но ведь все мы так часто боимся войти в открытую дверь», — заключил директор ФИРО.-