Публикации

Каждый человек – своего рода мутант

2010

Марина Муравьёва

С понятием «личность» связано огромное количество стереотипов, считает Александр Асмолов, академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М. В. Ломоносова. Свою точку зрения на эту проблему он представил на очередном заседании лектория университета (см. статьи о прошлых лекториях «Старение отменяется», «Охотник за генами»).

Где скрывается личность? Обычно её пытаются найти где-то внутри организма. Чтобы наглядно продемонстрировать абсурдность такого понимания, академик Асмолов достал из кошелька сторублёвую купюру и задал аудитории вопрос: как можно понять, что, воспользовавшись этой бумажкой, удастся что-то купить? И сам ответил: возможно применить несколько методов познания. Например, взять самый лучший микроскопи досконально изучить эту бумагу или подвергнуть её химическому анализу. Но всё это не даст нам представления, откуда берётся стоимость. Точно так же, изучая тело человека, нельзя постичь, что такое личность. Это – сверхчувственный феномен, и свести его к биологическому пространству нельзя.

Индивидами рождаются, личностями становятся, индивидуальность отстаивают.

В разработке проблем личности на кафедре академика Асмолова используют историко-эволюционный подход. Учёные пытаются ответить на вопросы: что движет развитием культуры, а что – личности? Насколько мы, как индивидуальности, можем прогнозировать не только то, что будет вокруг нас, но и наше собственное поведение?

Существует несколько уникальных подходов в понимании процессов эволюции. Согласно одному из них, в её основе лежит борьба. Это идея Чарльза Дарвина, который впервые сформулировал, что конфликт движет миром. Позднее эту мысль в другой трактовке повторил Карл Маркс: историей движет борьба классов. В психологии эту мысль выразил Зигмунд Фрейд, сказавший, что развитие личности определяет конфликт между сверх-Я и либидо.

«Таким образом, долгое время наше понимание человека, общества, культуры сводилось к идеям, которые определили три великих конфликтолога, – говорит Александр Асмолов. – Они задали понимание того, что

конфликт движет миром, что он своего рода Perpetuum мobile развития человечества.

Соответственно, чтобы мир развивался, надо преодолеть конфликт и прийти к адаптации, равновесию».

В 50–60 годах прошлого века антрополог Валерий Алексеев высказал абсолютно новую идею – вариативной эволюции, то есть поддержки индивидуальности. Тогда идея Алексеева была очень сложна для понимания. У многих не укладывалось в голове: как же так – мир движется, чтобы поддерживать разнообразие?

Личность как индивидуальность начинается с постановки сверхзадачи, сверхцели неадаптивного характера.

Для иллюстрации Александр Асмолов рассказал об экспериментах, которые проводили психологи для изучения мышления. В частности, исследовалось отличие интеллекта 3–5-летнего ребёнка от интеллекта шимпанзе. Моделировалась проблемная ситуация, ставились барьеры, указывалась цель. Например, на верёвке подвешивался банан – чтобы его достать, нужно было поставить один ящик на другой. Выяснилось, что дети упомянутой выше возрастной группы безо всяких сложностей справляются с задачей. А вот у ребят постарше – семи лет – возникали трудности. В ходе одного из таких экспериментов ребёнок, что помладше, начал подсказывать тому, который старше, как решить задачу. На что второй удивлённо заметил: «так и дурак сможет».

Этот эксперимент демонстрирует, что человек поставил сверхзадачу, он вышел за рамки ситуации. Люди часто идут на неадаптивную активность. И таких примеров много. Шекспир писал: «Чем бы человек отличался от животного, если бы ему было нужно только необходимое и ничего лишнего».

Все люди по большому счёту – неадаптивные существа, считает академик Асмолов. В каждом из нас есть что-то от мутанта.

У братьев Стругацких, известных фантастов, один из героев называет другого мутантом. Мы часто не предсказуемы для самих себя. Пушкин, удивившись однажды самому себе, бросил фразу: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!».

И в культуре тоже есть механизмы этой непредсказуемости, неопределённости. Эти уникальные резервы и способствуют развитию культуры. Однако надо понимать, что в любых системах всегда действует двойной механизм – конфликта и неадаптивности. Конфликт приводит к определённости, стабильности (в данном случае мы сталкиваемся с феноменами конформизма, социальной адаптации), а неадаптивность – к развитию.

Культурой двигают, как правило, шуты, диссиденты, Дон Кихоты. Их поведение всегда неадаптивно. Есть цикл художественных произведений, которые передают это понимание личности. Среди них одно из центральных мест занимает фильм «Тот самый Мюнхаузен», где главный герой вдруг неожиданно заявляет, что «сегодня в 11 я объявляю войну Англии». И, как ни странно, всё происходит именно так – мир начинает вращаться вокруг таких людей.

Каждая личность несёт уникальный запас одарённости и неадаптивности. И во всех культурах включались адаптивные механизмы селекции одарённых людей. Пример из истории – процесс коллективизации и раскулачивания, в ходе которого произошла селекция уникального класса предпринимателей России.

Наивысшее проявление неадаптивности – феномен любви.

Нередко один человек задаёт другому вопрос: за что ты меня любишь? «Когда ко мне обращались с таким вопросом, я всегда оказывался в тупике, – признался Александр Асмолов. – Начинаешь ломать голову и придумывать, что ответить: у тебя такие уши, которых больше нет ни у кого в мире, или твой нос – это что-то неповторимое. Нелепость. Любим мы за индивидуальность».

Чтобы это понять, достаточно посмотреть мультфильм, который называется «Просто так», где герои дарят друг другу по очереди один и тот же букет цветов и в ответ на изумлённое: «Это мне? А за что?», объясняют: «Просто так».

Не так давно академик Асмолов попытался провести аналогичный эксперимент: он вышел на одну из улиц Москвы и предлагал прохожим шоколадку. Наслушался он в этот день многого – его воспринимали как сумасшедшего.

Ценность каждого человека – в его неповторимости. Но за неповторимость, неадаптивность приходится, к сожалению, платить непониманием, а нередко и равнодушием общества, которое часто отвергает таких людей.