Публикации

Эта новая старая модернизация

2011·Независимая газета

Минобразнауки РФ готовит еще один проект реформирования системы образования

Вчера на Совете Федерации РФ обсуждали приоритетные направления реформы образования. А буквально через неделю на заседании правительства министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сделает доклад о приоритетах образовательной политики России. Те предложения, которые будут озвучены на высоком собрании, сформированы группой экспертов после многочисленных обсуждений с представителями разных социальных групп. И, как отметил Андрей Фурсенко, это «попытка взглянуть на образование не глазами производящей структуры, а с учетом мнений потребителей (учеников, родителей, студентов, представителей работодателей)».

Где и какие изменения нас могут ожидать? В общем образовании попытаются «выровнять стартовые возможности для детей из разных социальных групп и слоев населения» с помощью введения «предшкольного образования». В старшей профильной школе, возможно, уйдут от ранее выдвигаемых требований выбора учащимися одного жестко профессионально ориентированного профиля, и перейдут к практике реализации индивидуальных образовательных запросов учащихся. Техникумы преобразуют в учреждения, реализующие программы технического бакалавриата. Это возможно как путем присоединения их к вузам, так и созданием на их базе новых образовательных организаций. ПТУ, очевидно, тоже реформируют. В сфере высшего образования обсуждается вопрос о переходе на двухуровневую систему (бакалавриат и магистратура). По мнению министерства, степень бакалавра дает выпускнику право на осуществление профессиональной деятельности и обеспечит тем самым одновременно решение задачи повышения социального капитала страны. Есть предложения и по непрерывному профессиональному образованию. Например, перечень организаций, имеющих право на предоставление услуг непрерывного профессионального образования, будет значительно расширен. И, наконец, предполагают пересмотреть общенациональную систему оценки качества образования, с тем чтобы она позволила гражданам «иметь объективные сведения и о качестве полученного ими образования, и о качестве программ, реализуемых в системе». Вот такие преобразования. Пункты министерской программы мы попросили прокомментировать наших экспертов.

Николай Кудрявцев, ректор Московского физико-технического института (о магистратуре и бакалавриате)

Для нас в двухуровневой системе нет ничего нового. В МФТИ «специалитет» занимает не 5 лет, а 5 лет и 10 месяцев (почти магистратура получается). В случае введения двухуровневой системы мы сможем устроить конкурс в магистратуру. Это даст нам возможность «отсеивать» тех молодых людей, у которых поменялись планы, и принимать бакалавров из других вузов, вливая таким образом «свежую кровь»… Другой вопрос, что эта система пригодна не для всех. Допустим, программисту учиться 5 или 6 лет и не надо. А вот научного работника или высококлассного инженера за 4 года подготовить нельзя. Еще одна трудность – работодатели пока не привыкли к слову «бакалавр»…

Анатолий Пинский, директор московской школы (о профильной школе)

Развитие профильной школы будет зависеть от того, как она будет увязана с Единым государственным экзаменом. Если ЕГЭ будет на добровольной основе, то никакой коллизии здесь нет. Если не на основе добровольности, то такой ЕГЭ я не поддерживаю… Что касается практики отбора учеников в профильную школу, то сегодня она складывается по-разному. В идеале хорошо было бы прийти к такой системе, когда записывать в профильные классы можно всех. В реальности же – всего на всех не хватит и проблему отбора надо решать. Главное, чтобы эта процедура была объективной, понятной и прозрачной. Чтобы не появилось еще одного источника для процветания коррупции и взяточничества.

Татьяна Клячко, Высшая школа экономики (ГУ), доцент кафедры госуправления иэкономики общественного сектора (о непрерывном образовании)

Бизнес должен более активно участвовать в разработке стандартов по каким-то специальностям. Он должен участвовать в прогнозах рынка труда, давать вполне осмысленный заказ на повышение квалификации, на переподготовку тех кадров, которые только что вышли из вузов и техникумов и которые надо доучивать до «нормального» уровня. По нашим опросам, сегодня примерно 20% респондентов заявляют, что они хотели бы получить второе высшее образование по профилю. И уже из готовых специалистов 28% хотят получить другое высшее образование. Население поняло, что нужно получить сначала общее образование, а затем «прицельное» второе высшее образование. Это вызов времени. Если мы хотим, чтобы у нас было научно-техническое развитие, мы должны постоянно переучивать работника.

Александр Асмолов, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАО (о начальной школе)

Сегодня вокруг проекта Минобразования и науки РФ разворачивается какая-то странная истерия. Особенно острой была реакция на заявление о сроках обучения, с какого возраста идти детям в школу. Во-первых, это пока проект и идет его обсуждение. Во-вторых, это не главный вопрос. А главный вопрос – с помощью каких технологий будут учить ребенка. Обучающие игры с ребенком можно начинать и в 5 лет и даже в 4 года. Ребенок через игру может быть мотивирован на обучение уже в этом возрасте. И это нормально. Но если технологии обучения при этом останутся старыми, мы столкнемся с тем явлением, что у детей проявится полное отсутствие мотивации и интереса к учебе. Ключом к выравниванию стартовых возможностей учеников из разных слоев населения может стать только вариативное образование. С 1995 года мы пытаемся пробить эти программы, прежнее министерство так или иначе этот процесс тормозило.

Не менее важный вопрос о стандартах. По сути, подготовленные сегодня стандарты – это гроб, в который хотят погрузить вариативное образование. Главное, что сегодня нужно министерству, – это минимизировать риски при введении реформы образования. И в первую очередь риск, связанный с профильным образованием. Когда человека уже в 13–15 лет загоняют в узкоколейку профильного образования – это преступление и перед личностью, и перед историей, и перед обществом.

Марьяна Безруких, доктор биологических наук, профессор, академик РАО,директор института возрастной физиологии

Нулевой класс – это фактически законодательное закрепление того, что сегодня уже существует в виде дошкольных гимназий, в виде различных форм «предшкольного» образования. Нулевой класс – это подготовка ребенка, учитывающая его индивидуальное развитие. Занятия максимум по 35 минут и всего 3 часа, что целесообразно. Преподаватели в таких классах должны быть только те , которые прошли специальную подготовку. Это могут быть и воспитатели и педагоги. Вариативное образование – это не «вариативные» классы, как это себе представляют многие, это – индивидуальная программа для школьника.