Индивидумом рождаются, Личностью становятся, Индивидуальность отставивают.
  • Печать
  • Сохранить

Tags: толерантность

Толерантность как идеология гражданского общества


Толерантность как идеология гражданского общества – социальный проект, направленный на формирование исторической мотивации личности, больших и малых социальных групп к толерантному поведению как ведущей мотивации гражданского открытого общества, обеспечивающей устойчивое развитие человека и социальных групп в мире разнообразия и способствующий становлению идеологии толерантности в поликультурном обществе.

Миссия проекта – приобщение людей различных взглядов, мировоззрений, конфессий, национальных культур к идеологии толерантности как системе ценностных установок общества, реализующих право каждого человека «быть иным» и уменьшающих вероятность различных конфликтов на почве человекофобии, ксенофобии, этнофобии, мигрантофобии, фанатизма, национализма и расизма, угрожающих существованию человека и человечества в современном мире.

Методология проекта – культурно-деятельностный историко-эволюционный подход к пониманию закономерностей развития человека в процессе развития общества. В контексте данного подхода толерантность понимается как универсальная норма поддержки разнообразия в эволюции различных сложных систем, является потенциалом развития многочисленных форм симбиоза, сосуществования, социального и политического взаимодействия, кооперации, взаимопомощи и консолидации различных видов, рас, народов, национальностей, государств, религий и мировоззрений.

Толерантность как норма поддержки разнообразия и устойчивости разных систем выполняет в историко-эволюционном процессе следующие функции:

а) обеспечение устойчивого развития человека, разных социальных групп и «человечества как единства разнообразия» в изменяющемся мире;

б) право и ценность каждого человека как индивидуальности, право «быть Иным»;

в) баланс и гармонизацию интересов противоборствующих сторон в идеологии, политике, экономике, а так же в любых других формах межличностного, социального и политического взаимодействия отдельных личностей, больших и малых социальных групп;

г) возможность диалога, переговоров, накопления потенциала солидарности, согласия и доверия различных мировоззрений, религий и культур.

Таким образом, еще раз подчеркнем, что в контексте историко-эволюционного подхода к развитию сложных систем[1] толерантность рассматривается как механизм поддержки и развития разнообразия этих систем, обеспечивающий расширение диапазона возможностей данных систем в различных непредсказуемых ситуациях и их устойчивость.

В свою очередь, ксенофобия выступает как механизм уменьшения разнообразия систем, отражает тенденцию к развитию систем закрытого типа (авторитарные системы; тоталитарные социальные системы; мировоззренческие системы, реализующие идеологические установки фундаментализма и фанатизма). Доминирование ксенофобских тенденций приводит к ригидности систем, росту их изоляционизма и сепаратизма, а, тем самым, и неспособности к изменениям в непредсказуемых ситуациях.

В развитии сложных систем толерантность отражает стратегию взаимопомощи, кооперации, симбиотической эволюции. Ксенофобия же связана, в первую очередь, с пониманием конфликта как монопольной движущей силы эволюции различных систем, основы межвидовой, социальной и классовой борьбы.

При разработке идеологии толерантности как ключевого дискурса поликультурного поликонфессионального открытого общества особо подчеркивается, что толерантность – это жизнь по формуле рассудка, в то время как ксенофобия – это жизнь по формуле предрассудка.

Многочисленные проявления ксенофобии на разных этапах развития цивилизации явно или неявно произрастают на основе идеологии фундаментализма, психологии фанатизма и технологии терроризма.

Хронологически стартом социального проекта, направленного на разработку идеологии толерантности как школы жизни с непохожими людьми в полицентричном мире стала Федеральная целевая программа Правительства РФ «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005) /научный руководитель – А.Г. Асмолов/. Данная программа была создана в период с 1999 по 2001 год по инициативе А.Г. Асмолова и Е.Ш Гонтмахера. В разработке и реализации программы в 2001 году ключевую роль сыграли такие ведущие исследователи как академик РАН, директор Института антропологии и этнографии В.А. Тишков, директор Института социологии РАН профессор Л.М. Дробижева, директор Института социологии образования РАО академик РАО В.С. Собкин и профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. Ломоносова Г.У. Солдатова.

Реализации идеологии толерантности активно способствовали руководители фонда «Холокост» Алла Гербер и Илья Альтман.

В период с 2004 года по настоящее время проекты, направленные на разработку методологии и практики формирования толерантности и уменьшения рисков ксенофобии в системе образования осуществлялись в основеов в рамках Федеральной целевой программы «Развитие образования» /2006-2011/ при участии профессора кафедры психологии развития факультета психологии МГУ О.А. Карабановой, декана факультета психологии Ростовского университета профессора П.Н. Ермакова, декана факультета психологии Томского университета профессора Э.В. Галажинского, ректора Московского психолого-социального университета академика РАО С.К. Бондаревой.

С 2001 по 2011 год в России резко возрос поток исследований, в том числе кандидатских и докторских диссертаций, посвященных изучению феноменологии толерантности, доверия и профилактике интолерантного поведения в обществе.

В 2010 году за создание цикла трудов «Формирование установок толерантного поведения и профилактика рисков ксенофобии в системе общего образования» лауреатами премии Правительства Российской Федерации стали Александр Асмолов, Эвелина Алиева, Ирина Абакумова, Галина Бирулава, Алексей Гусев, Павел Ермаков, Юрий Зинченко, Ольга Карабанова, Татьяна Скрипкина и Галина Солдатова.

В 2010 году за цикл исследований по проблематике толерантности и профилактике рисков ксенофобии А.Г. Асмолов отмечен Орденом Дружбы народов Указом Президента РФ.

В 2011 году новым этапом разработки идеологии толерантности стало поддержанное целевым грантом РГНФ фундаментальное исследование междисциплинарного коллектива под руководством декана факультета психологии МГУ члена-корреспондента РАО Ю.П. Зинченко «Толерантность против ксенофобии». Коллективная монография «Толерантность против ксенофобии» выйдет в свет в 2011 году.

Результаты исследований социального проекта по толерантности наиболее полно представлены в журнале «Век толерантности» (главный редактор – А.Г. Асмолов, заместитель главного редактора – Г.У. Солдатова), цикле монографических исследований. Они отражены на сайте www.tolerance.ru. Они также отражены в журнале «Образовательная политика» (2011, № 2), посвященном теме «Толерантность против ксенофобии: управление рисками ксенофобии в обществе риска».



[1] См. об историко-эволюционном подходе к толерантности: Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа// Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998; Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание человека. –М., 2007; Материалы Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», 2001-2005 гг.



НАВЕРХ