Интервью

ЕГЭ нужен, но непонятно, в какой форме

2011·РИА Новости

Скандал, связанный с «мертвыми душами» в РНИМУ имени Пирогова, показал, что общественный контроль за работой институтов общества – необходимое условие их существования. Об этом сообщил эксперт группы №8 «Новая школа» по обновлению «Стратегии-2020», директор Федерального института развития образования А.Г.Асмолов.

РИА «Новости»: Почему стало возможно произошедшее во «втором меде»? Как предотвратить подобное в будущем? Это недостаток системы или частный случай?

А.Г.Асмолов: Чтобы понять, почему такое произошло, нужно всегда иметь в виду две вещи. Во-первых, то обстоятельство, что люди, замешанные в этом скандале, сочли для себя возможным поступить так, а не иначе. Об этом разговор особый…

Каждый человек свободен в выборе средств и способов реализации своих целей, так что какими они будут (законными или противозаконными), зависит только от него. Но только не надо думать, что от ответственности за такой выбор можно будет спрятаться. А во-вторых, это наличие соответствующих условий к такому злоупотреблению, в том числе возможность скрывать такого рода вещи от общества.

Это еще раз убеждает меня в том, что прозрачность, открытость работы, общественный (именно общественный, а не государственный) контроль – необходимое условие функционирования общественных институтов. Интересно в этой ситуации, что первым забил тревогу безымянный компьютерщик, который сравнил списки поступивших в вуз со списками по системе ЕГЭ. Можно ли было представить себе такую ситуацию, не будь подобной базы данных?

Преобразования, которые делаются сейчас в образовании, в частности введение ЕГЭ, частично позволяют решить данную проблему, но, как мы видим, требуют дальнейшего совершенствования. Закончившийся эксперимент по внедрению ЕГЭ имеет достаточное количество недоработок именно процедурного характера, то есть что делать – понятно, а как – еще не совсем разобрались.

Стоит отметить, что чем «взрослее» ЕГЭ, тем больше жалоб появляется в его адрес, и все эти обращения носят либо процедурный характер, который с течением времени отшлифуется и будет устраивать всех, либо это жалобы на саму систему образования, что вряд ли может исправить время. Правила проведения, перевод баллов, льготная политика – все, что мешает единому экзамену твердо устояться в обществе. Получается, ЕГЭ нужен, но непонятно, в какой форме.

Еще одной проблемой, сопутствующей проблеме открытости, является проблема доверия и честности. Доверие руководителя к подчиненным и наоборот, доверие общественных институтов к государственным надзорным инстанциям и наоборот способствует нормальному рабочему взаимодействию этих субъектов, а главное – позволяет быть открытым и честным каждому из них.

Но как это сделать в условиях тотального недоверия в сегодняшнем российском обществе? Может быть, каждому нужно начать с себя…