Индивидумом рождаются, Личностью становятся, Индивидуальность отставивают.
  • Печать
  • Сохранить

Tags: 2005-2008, Текст, аудио, Радио Свобода, Образование, реформа образования, Радио, Интервью, радиопередача

Госдума приняла закон о двухуровневой системе высшего образования


 

 Александр Асмолов принимает в программе радио "Свобода" Андрея Шароградского

Андрей Шароградский: Госдума сегодня приняла Федеральный закон, устанавливающий двухуровневую систему высшего образования с присвоением квалификации по примеру образовательных систем в европейских странах. Выпускники вузов на первом этапе смогут получать степень бакалавра, на втором - степень магистра. В большинстве российских вузов профессура выступает против такой реформы.

Мумин Шакиров: Бакалавриат предусматривает учебу и подготовку квалифицированных рядовых сотрудников в течение четырех лет. Согласно новому закону, выпускники вузов смогут получить работу на исполнительских должностях как в частных компаниях, так и государственных. Второй уровень высшего образования - это магистратура. Магистров в течение года будут готовить к научно-исследовательской деятельности. Как пояснил заместитель председателя Госдумы Владимир Катренко, реформа высшего образования   проводится в соответствии с международными обязательствами России по участию в Болонском процессе. Эти стандарты действуют в более чем 50 государствах, прежде всего в европейских странах. Эксперты по-разному отреагировали на принятие нового закона. Заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов выразил сомнения по поводу успеха реформы высшего образования России.

Александр Асмолов: Это тяжелый процесс, как и любые процессы в системе образования, он имеет целый ряд рисков. Риски заключаются, например, в том, что наши заказчики и работодатели с трудом понимают, чем отличается, например, бакалавр от магистра, и еще менее понимают, что такое магистр, как он связан со специалистом. Именно поэтому, несмотря на принятый сегодня закон, до 2008 года будет действовать система тройная: будут и бакалавры, и магистры, и так называемый специалитет, специалисты, чтобы была большая гибкость и менее болезнен процесс перехода на двухуровневую систему.

Мумин Шакиров: Многие, кто оканчивает институт, поступают в аспирантуру, учатся, защищают диссертации, получают ученую степень кандидата наук. Это сохранится?

Александр Асмолов: Это разные линии. Когда мы завершаем, как вы точно заметили, полное высшее образование (я воспользуюсь таким не юридическим термином), это магистратура. После магистратуры человек более подготовлен к получению степени кандидата наук. И это нормальный процесс. Он четко выбирает путь науки - вот что стоит как за нашими системами - кандидатскими диссертациями, так и за российской докторантурой. Но, вместе с тем, мы имеем бакалавриат как наиболее полный этап культуры высшего образования, после которого открываются различные пути для получения магистратуры, и мы имеем магистратуру как завершенное высшее образование. Что касается аспирантуры и докторантуры - это уже путь науки, а не только путь высшей школы.

Источник
Радио Свобода

НАВЕРХ