Индивидумом рождаются, Личностью становятся, Индивидуальность отставивают.
  • Печать
  • Сохранить

Концепция смысловых образований личности.


В 1979 году на факультете психологии МГУ объединилась исследовательская группа, разработавшая программу изучения смысловых образований личности. В состав этой группы вошли А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, В.А. Петровский, Е.В. Субботский, А.У. Хараш и Л.С. Цветкова. Опираясь на фундаментальные  труды Л.С. Выготского, введшего при решении проблемы единства аффекта и интеллекта представления о динамических смысловых системах и теорию преднамеренной деятельности классика мировой психологии Курта Левина, а также на представлениях А.Н. Леонтьева о мотивационно-смысловой регуляции деятельности, о «смыслообразующих мотивах» и «личностных смыслах» авторы выделили в качестве предмета психологии личности дорефлексивные глубинные смысловые образования, порождаемые потоком деятельностей и независимые от осознания и неподвластные, в отличии от «значений», от сферы знаний, произвольному контролю. В этой же работе было подчеркнуто, что психолоческим объектам воспитания являются смысловые образования личности,личностные смыслы и смысловые установки человека. Данная концепция определила перспективы мотивационно-смыслового анализа развития личности в норме и патологии, деятельностно-смыслового подхода, смысловой педагогики, выделения психологии смыслов как вектора развития психологической науки, позволяющего построить методологические мосты между культурно-деятельностной и экзистенциальной психологией (см. Асмолов А.Г., Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, В.А. Петровский, Е.В. Субботский, А.У. Хараш, Л.С. Цветкова. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии, 1979,№4; Леонтьев Д.А. Психология смысла.-М., 2003)



НАВЕРХ