Психология личности как исследование изменяющегося человека в изменяющемся мире

историко-эволюционный подход к пониманию ценности и уникальности человека в истории природы и общества

Конструирование миров

Разработка неклассической культурно-деятельностной историко-эволюционной психологии как науки о конструировании миров

Неклассическая культурно-деятельностная историко-эволюционная психология как наука о конструировании миров выступает как одно из направлений современной психологии, воплощающее междисциплинарный дискурс, реализующий методологические принципы научной школы культурно-исторической психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.; представления В.И. Вернадского о человеческой деятельности как движущей силе эволюции человека, природы и общества в психозойскую эру; идеи основателя биопсихологии В.А. Вагнера  и представления о  психике как факторе эволюции А.Н. Северцева; методологические установки социального конструкционизма в познании  и социальной практике (П. Бергер, Т. Лукман, К. Герген и др.); положения классической и неклассической рациональности  М. К. Мамардашвили);  концепции неклассической биологии целенаправленной активности (Н.А. Бернштейн) и поведения неравновесных систем в живой и неживой природе (И. Пригожин); прогрессе как росте разнообразия (У.Р. Эшби) и многонаправленности рассеивающего отбора как фактора поддержки различных вариаций человеческого вида в процессе эволюции (В.П. Алексеев).

Идея неклассической культурно-деятельностной историко-эволюционной психологии наиболее полно представлена в следующих монографиях и статьях:

А также

Асмолов А.Г. Социальная биография культурно-исторической психологии //В кн. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. –М., 1993.

Асмолов А. Г.  Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование //Вопросы психологии 2008, №5, с.3-11;

A.G.Asmolov. Vygotsky Today: On the Verge of the Non-Classical Psychology  (Horizons Psychology). NY, USA , 1999.

Гусельцева М.С. Культурная психология: методология, история, перспективы.-М.: «Прометей», 2007.

Преадаптация

Анализ принципов историко-эволюционного подхода к развитию сложных систем: гипотеза о преадаптации как источнике саморазвития сложных систем

Впервые историко-эволюционный подход был сформулирован в цикле статей и выступлений в 1985 году. Историко-эволюционный подход к пониманию человека раскрывает общесистемные закономерности развития человека в разных ипостасях:

  • в эволюции природы – биогенезе (человека как индивида, представителя вида, носителя таких индивидно-типических и возрастно-половых различий, как задатки, темперамент, «биологические» пол и возраст, органические побуждения);
  • в истории общества – антропосоциогенезе (человека как личности,  носителя социальных ролей, ценностных ориентаций, программ социотипического поведения, национального и социального характера в больших и малых социальных группах);
  •  и жизненном пути – персоногенезе (человека как  индивидуальности, субъекта, самореализующего через действия и поступки в процессе выбора жизненного пути, отстаивании своих смыслообразующих мотивов, смысловых установок, в целом своего Я, неповторимых способностей и характера).

Кредо историко-эволюционного подхода к пониманию человека передается через метафору «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

Наиболее полно историко-эволюционный подход представлен в автореферате докторской диссертации: Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности (Диссертация в виде доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.11 — психология личности).-М., 1996;

Материалы по теме

Асмолов А. Г.  Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование //Вопросы психологии 2008, №5, с.3-11;

Asmolov A.G. Vygotsky Today: On the Verge of the Non-Classical Psychology  (Horizons Psychology). NY, USA , 1999.

Асмолов А.Г., Гусельцева М.С. Феноменология неадаптивной активности в культурно-исторической парадигме //Культурно-историческая психология, № 1, 2008, С. 37-45.

Смысловые образования

Концепция перспектив исследования смысловых образований как ключевых диспозиций личности

В 1979 году на факультете психологии МГУ объединилась исследовательская группа, разработавшая программу изучения смысловых образований личности. В состав этой группы вошли А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, В.А. Петровский, Е.В. Субботский, А.У. Хараш и Л.С. Цветкова.

Опираясь на фундаментальные  труды Л.С. Выготского, введшего при решении проблемы единства аффекта и интеллекта представления о динамических смысловых системах и теорию преднамеренной деятельности классика мировой психологии Курта Левина, а также на представлениях А.Н. Леонтьева о мотивационно-смысловой регуляции деятельности, о «смыслообразующих мотивах» и «личностных смыслах» авторы выделили в качестве предмета психологии личности дорефлексивные глубинные смысловые образования, порождаемые потоком деятельностей и независимые от осознания и неподвластные, в отличии от «значений», от сферы знаний, произвольному контролю. В этой же работе было подчеркнуто, что психолоческим объектам воспитания являются смысловые образования личности,личностные смыслы и смысловые установки человека.

Данная концепция определила перспективы мотивационно-смыслового анализа развития личности в норме и патологии, деятельностно-смыслового подхода, смысловой педагогики, выделения психологии смыслов как вектора развития психологической науки, позволяющего построить методологические мосты между культурно-деятельностной и экзистенциальной психологией.

Материалы по теме

О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности / А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник и др. // Вопросы психологии. — 1979. — № 4.

Леонтьев Д.А. Психология смысла.-М., 2003.