Индивидумом рождаются, Личностью становятся, Индивидуальность отставивают.
  • Печать
  • Сохранить

    * * *

    /*-->*/ /*-->*/ Когда я думаю о моих учителях, товарищах, друзьях и учениках, о тех, кто живет во мне, то в сознании всегда всплывают строки Беллы Ахмадулиной, любовь к которой стала спутницей моей жизни с семнадцати лет:   И я его корю: зачем ты лих? Зачем ты воздух детским лбом таранишь? Все это так. Но все ж он мой товарищ. А я люблю товарищей моих.   И я люблю товарищей моих: моих учителей, друзей, учеников. И потому кратко о них…

    Асмолов Григорий Львович /1906-1983/

    -мой Отец и мой Учитель, Заслуженный энергетик СССР. Его имя прочно вошло в историю советской энергетики. Он свято и поэтично верил, что наша страна станет страной свободы и достоинства. От него я унаследовал веру, а также немного наивное желание превращать различные проекты в социальную реальность. Его свет во всем, что я делал, делаю и, пока хватит сил, буду делать, сколь бы странными  и утопичными не казались мои дела. Отец и моя мать Асмолова Мария Самойловна сделали все, чтобы я мог свои детство и молодость назвать полным голосом счастливым временем жизни. И это счастье разделили со мной старшие сестра и брат – Асмолова Наталья Григорьевна (1933 г.р.), силой и красотой личности которой не перестаю восхищаться; Ас

    Тендряков Владимир Федорович /1922-1983/

    мой Учитель Жизни, российский писатель, муж моей любимой сестры Асмоловой-Тендряковой Натальи Григорьевны. Он учил меня быть человеком, живущим поверх барьеров и презирающим формулу конформизма «чего изволите». Именно Владимир Тендряков вместе с Натальей Асмоловой подарили мне неповторимый круг общения в поселке писателей «Красная Пахра» с 11 лет моей жизни, в который навсегда вошли люди безмерного масштаба души – Камилл Икрамов, Владимир Войнович, Вениамин Смехов, Зиновий Гердт, Роман Кармен, Белла Ахмадулина, Наум Коржавин, Юрий Трифонов, Динара Асанова, Александр Твардовский, Андрей и Сергей Капицы и человек, определивший мою научную судьбу, психолог и лидер психологии ХХ века Алексей Николаевич

    Леонтьев Алексей Николаевич /1903-1979/

    - классик психологии, выдающийся психолог, создатель деятельностного подхода в психологии, соратник Льва Выготского – лидера школы культурно-исторической психологии. А.Н. Леонтьев был и всегда будет моим учителем в науке и в жизни, уроки мудрости которого в такой области как политика и методология науки воистину бесценны. Встреча с А.Н. Леонтьевым изменила жизненный масштаб видения человека, природы и общества и привила вкус к проблемам эволюции жизни. Семья Алексея Николаевича Леонтьева – его мудрой жены Маргариты Петровны; сына Алексея Алексеевича Леонтьева, моего старшего друга, блистательного ученого психолога-энциклопедиста и психолингвиста; внука Дмитрия Алексеевича Леонтьева – моего друга и ученика, - ст

    Лурия Александр Романович /1902-1976/

    -классик психологии, самый талантливый из психологов, с которым меня свела судьба. Его вера в меня всегда вселяла силы. Именно А.Р. Лурия заразил меня страстной любовью к Льву Семеновичу Выготскому. Работа над подготовкой «Собрания сочинений» Л.С. Выготского под руководством А.Р. Лурия совместно с Леонидом Радзиховским стала приобщением к школе культурно-исторической психологии в подлинном смысле слова. Лекции А.Р. Лурия, за которыми мне выдалось счастье вести семинарские занятия по всему курсу психологии, стали введением в мастерскую любви к психологической науке – от психологии ощущений  до психологии личности.  Неслучайно именно А.Р. Лурия мечтал еще в 20-ые годы бурного ХХ века создать романти

    Гальперин Петр Яковлевич /1902-1988/

    -классик психологии, блистательный психолог, создатель теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. Его лекции по истории психологии и особенно долгие прогулки в поселке писателей «Красная Пахра» стали ориентировочной основой ироничного отношения к любым положениям науки, кажущимися незыблемыми. На всю жизнь запомнились его идеи о психологическом различии военного и гражданского героизма, об ответственности личности за свои действия перед собой и другими людьми. Именно культура мышления П.Я. Гальперина придала уверенности при проектировании разных программ образования, особенно программы универсальных учебных действий по формуле «от действия – к мысли» /см. например: Асмолов А.Г., Б

    Запорожец Александр Владимирович /1905-1981/

    -классик детской психологии, гений доброты к людям. Его поддержка на разных этапах моей биографии, долгие беседы о психологии установки и психологии развития личности, искусство простоты обсуждения самых сложных проблем стали бесценными для понимания духа школы Л.С. Выготского как школы индивидуальностей, страстно дискутирующих между собой и избегающих грехов единомыслия. При А.В. Запорожце любому психологу нашей школы, каким бы великим по рангу он ни был, просто неудобно было быть авторитарным. «От воздержания дети не родятся» - сказал А.В. Запорожец, выступая оппонентом на защите моей диссертации, посвященной поиску диалога между психологией установки и психологией деятельности. Именно богатейшие идеи А.В. Запорожц

    Эльконин Даниил Борисович /1904-1984/

    - классик современной психологии, мастер психологии развития, создатель оригинальной теории детской игры, автор разработанной совместно с В.В. Давыдовым концепции развивающего обучения. Общение с Даниилом Борисовичем Элькониным как с могучим человеком, который вызывал у меня ассоциации со львом- царем зверей, навсегда запечатлелось в моей памяти и в моей душе. Именно благодаря Д.Б. Эльконину произошла резкая рефлексия школы Л.С. Выготского как школы неклассической психологии. Его замечания всегда были ироничны, метки и порой беспощадны. С грустью вспоминаю его критику в адрес концепции «личностных вкладов» моего друга В.А. Петровского: «Это только в наше авторитарное советское время может возникнуть концепция,

    Зейгарник Блюма Вульфовна /1900-1988/

    - ведущий патопсихолог ХХ века, ученица Курта Левина и Льва Выготского, автор хрестоматийно известного «эффекта Зейгарник» (эффекта незавершенных действий) учила меня требовательности при обсуждении богатейших фактов, которые открывает перед нами опыт клинического психолога. Именно Блюма Вульфовна Зейгарник помогла нам с Борисом Сергеевичем Братусем прочувствовать ценность идей о динамических смысловых системах как особых единицах личности. Ее неутомимость, вера в будущее, потрясающий оптимизм вопреки всем  трагедиям судьбы помогли мне обрести жизненную установку, которую можно назвать установкой «эволюционного оптимизма». Блюма Вульфовна Зейгарник была первым рецензентом моей книги «

    Михалевская Марта Борисовна

    - ведущий российский психофизик, известный специалист в области измерения психологии ощущений и психологии восприятия, а также в разработке объективных индикаторов оценки порогов чувствительности органов чувств, автор эвристичного восприятия «пороговая зона», создатель программы практикума по общей психологии для университетов, учительница первая моя…  В 1968 году Марта Борисовна Михалевская была заведующей лабораторией психофизики, в которой она под руководством классика психофизиологии Евгения Николаевича Соколова разрабатывали объективные методы регистрации различных психофизиологических индикаторов (ЭЭГ, КГР и др.) с целью диагностики подпорогового субсенсорного диапазона. В лаборатории психофизики в

    Мамардашвили Мераб Константинович /1930-1990/

    - выдающийся философ. Благодаря М.К. Мамардашвили, которого в начале семидесятых годов А.Н. Леонтьев, в ту пору – декан факультета психологии МГУ, пригласил читать курс «Методологические основы психологии», немало психологов моего поколения ощутили, пользуясь выражением М.К. Мамардашвили, «необходимость себя». Среди тех из нас, для кого лекции М.К. Мамардашвили, стали школой свободного «неклассического», нескованного идеалом рациональности мышления, хочу, прежде всего, назвать замечательного и рано ушедшего от нас психолога Валерия Викторовича Петухова, мастера культурно-психологического психотехнического анализа Андрея Андреевича Пузырея; и моих друзей, одного из самых ярких методологов

    Ягодин Геннадий Алексеевич

    - председатель Государственного Комитета СССР по народному образованию /Гособразование СССР/, академик Российской академии образования, член-корреспондент АН СССР, яркий государственный деятель и политик. С 1991 по 2001 годы – ректор Международного Университета в Москве. Г.А. Ягодин является в буквальном смысле слова «последним из могикан» в череде министров образования Советского Союза. В 1988 году Г.А. Ягодин пригласил меня на придуманную им должность – должность «главного психолога» Гособразования СССР в небольшой отдел – «отдел перспективного развития». В этом же отделе началась моя дружба с «главным экологом» Гособразования СССР Дмитрием Николаевичем Кавтарад

НАВЕРХ