Индивидумом рождаются, Личностью становятся, Индивидуальность отставивают.
  • Печать
  • Сохранить

Михалевская Марта Борисовна

- ведущий российский психофизик, известный специалист в области измерения психологии ощущений и психологии восприятия, а также в разработке объективных индикаторов оценки порогов чувствительности органов чувств, автор эвристичного восприятия «пороговая зона», создатель программы практикума по общей психологии для университетов, учительница первая моя…  В 1968 году Марта Борисовна Михалевская была заведующей лабораторией психофизики, в которой она под руководством классика психофизиологии Евгения Николаевича Соколова разрабатывали объективные методы регистрации различных психофизиологических индикаторов (ЭЭГ, КГР и др.) с целью диагностики подпорогового субсенсорного диапазона. В лаборатории психофизики в качестве лаборанта, обучающегося записи и интерпретации электроэнцефалограмм при оценке порогов чувствительности и состоялось мое первое приобщение к психологии. Вряд ли можно было придумать более нелепого лаборанта, чем я, и более ласково-требовательной и влюбленной в науку руководительницы, чем Марта Борисовна Михалевская. Вместе с ней, Кириллом Васильевичем Бардиным и Юрием Михайловичем Забродиным мы часами обсуждали теорию принятия решений при обнаружении сигнала, проблему выделения сигнала из шума. Благодаря Марте Борисовне Михалевской при разработке первой в жизни книги – хрестоматии по психофизике – в 1974 году вышла наша программная статья «От психофизики чистых ощущений – к психофизике сенсорных задач», реализующая деятельностный подход к психофизике. Затем эти идеи стали разрабатывать многие исследователи, среди которых хочу, прежде всего, назвать Алексея Гусева, который сменил меня на должности лаборанта лаборатории психофизики, и Ирины Скотниковой, моей однокурсницы. Они стали докторами психологических наук и верны по сей день идеям психофизики, рожденным в общении с М.Б. Михалевской, К. В. Бардиным, Б.Ф. Ломовым и Ю.М. Забродиным. Для меня же Марта Борисовна Михалевская остается первой и любимой учительницей в психологии, для которой забота об учениках, их материнская опека являются образцом жизни.



НАВЕРХ