Индивидумом рождаются, Личностью становятся, Индивидуальность отставивают.
  • Печать
  • Сохранить

Динамическая парадигма анализа самодвижения в общепсихологической теории деятельности.


Совместно с В.А. Петровским  в 1978 году были разработаны представления о необходимости для понимания самодвижения деятельности, ее «малой динамики», разведения морфологической парадигмы анализа деятельности и динамической парадигмы анализа деятельности человека. В фокусе морфологической парадигмы анализа деятельности находится классическое описание структуры целенаправленной деятельности, предложенное А.Н. Леонтьевым: деятельность, побуждаемая и соотносимая с мотивом ; действие, направленное на осознаваемую предвидимую цель; операция как способ осуществления действия, соотносимая с конкретными условиями осуществления и достижения цели действия.

В фокусе динамической парадигмы анализа самодвижения  деятельности в качестве механизмов самодвижения рассматриваются установки личности, обеспечивающие устойчивость, стабилизацию протекания деятельности, и надситуативная активность как своего рода «движитель» деятельности (В.А. Петровский),  особая избыточная активность, побуждающая субъекта действовать «поверх барьеров» актуальной ситуации, проявлять инициативу в решении разных классов задач. Если установки стабилизируют деятельность субъекта в заранее заданных границах, обеспечивают ее устойчивый характер, то надситуативная активность как источник самотворчества, взламывая эти установки, побуждает субъекта к постановке и решению сверхзадач.  Разработанные в контексте диманической парадигмы анализа самодвижения деятельности, по мысли А.В. Брушлинского, во многом пересекаются с представлениями о психическом как процессе в школе классика отечественной психологии С.Л. Рубинштейна.

 /см. Асмолов А.Г., Петровский В.А.  О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности //Вопросы психологии, 1978, №2; Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование.-М., 1979; Петровский В.А. Человек над ситуацией. –М., 2011.



НАВЕРХ